Ветераны авиамодельного спорта
- Подробности
К 60-ЛЕТИЮ ВЛАДИМИРА ГЕОРГИЕВИЧА МАСЛЕНКИНА.
МАСТЕРА СПОРТА МЕЖДУНАРОДНОГО КЛАССА ПО АВИАМОДЕЛЬНОМУ СПОРТУ
Владимир Георгиевич Масленкин родился 11 октября 1948 г. в Москве.
Летом, как и многие школьники, отдыхал в пионерском лагере и там построил свою первую модель. В 1962 г. пришел заниматься в авиамодельный кружок ДКШ на Электрозаводской улице, которым руководил Алексей Михайлович Ермаков. Из всех типов моделей Володя сразу и навсегда полюбил скоростные. Сначала занимался их изготовлением и переделкой двигателей. Потом стал выступать в спортивных соревнованиях и, выполняя в 1964-1965 гг. последовательно нормативы, получил 1-й разряд в классе скоростных моделей.
В 1964 г. Владимир поступил на завод учеником токаря, а уже в 1966 г. стал квалифицированным специалистом, получил шестой рабочий разряд, выиграл конкурс молодых токарей в рамках министерства авиационной промышленности. Занятия авиамоделизмом, в ту пору одним из самых популярных видов военно-технического спорта, не бросал. Наряду с производственными заданиями успевал выполнять на заводских станках детали для своих моделей.
Важнейшее условие успеха скоростника - это наличие добротного двигателя и умелая его эксплуатация. Масленкин сделал двигатель, с которым в 1967 г. выполнил норматив кандидата в мастера спорта.
В 1968 г. Владимира призвали в армию. Срочную службу проходил в Прибалтийском военном округе в должности командира взвода (уже тогда проявились его педагогические способности). В интересах армейской сборной команды он занимался пилотажными моделями.
После демобилизации вернулся к своим скоростным моделям, но они уже технически отстали, оказались неконкурентоспособными. Пришлось осваивать новейшие технологии и строить двигатели передовых схем. Добрым словом вспоминает Масленкин чемпиона мира Валерия Тимофеева, который вовремя подсказал, как достичь желаемого результата, творчески подойти к делу. Авиамоделизм не терпит шаблона.
В 1973 г. Владимир выполнил норму мастера спорта. Он постоянно совершенствовал свою технику, добивался надежности и максимальной мощности двигателя, приспосабливал силовую установку к конкретным метеорологическим условиям. Скоростные модели – сложный класс. Даже незначительное изменение вязкости топлива меняет режим работы двигателя. Необходимо владеть всеми секретами его эксплуатации. Тот, кто не способен преодолевать физические и психологические трудности, проигрывает в ответственных запусках.
В 1974 г. Масленкин попал в сборную команду Москвы и продемонстрировал хорошие спортивные результаты. На него обратил внимание тренер Юрий Александрович Сироткин. В том же году Владимир пришел работать в конструкторское бюро ЦСТКАМ ДОСААФ, где под руководством Станислава Житкова строил модели и двигатели. Здесь ярко проявилась его способность к исследованию и эксперименту.
Одновременно Масленкин учился на вечернем отделении Московского авиационно-технологического института. Его разработками заинтересовались ученые-специалисты Н. Крутоголовов и В. Колосков, которые помогли впервые применить в авиамоделизме электронную сварку и провести в аэродинамической трубе продувку моделей.
Любимому спорту Владимир отдавал много сил. В 1975 г. он занял третье место в классе скоростных моделей на Спартакиаде народов СССР. В 1976 г. стал чемпионом страны, в 1977 г. отстоял высокое звание, в 1978 г. победил на чемпионате социалистических стран, проходившем в Польше, а также на чемпионате Советского Союза, и установил мировой рекорд скорости.
В 1979 г. на Спартакиаде народов СССР показал отличные результаты, но модель сломалась. Масленкин очень волновался за командные результаты, потому что в те времена моделисты больше дружили, чем соперничали. На чемпионате Европы в Бельгии в 1981 г. Владимир выступал совершенно больным, отказавшись от госпитализации - чтобы не подвести команду скоростников. Он стал серебряным призером и по возвращении домой был награжден знаком «За спортивную доблесть».
В 1982 г. на международных соревнованиях в Венгрии Масленкин травмировал ногу. По этой причине перестал выходить на кордодром в качестве пилота - слишком велика нагрузка. Начиная с 1983 г. он строил автомодели и двигатели к ним под руководством Михаила Осипова, и даже выполнил норматив мастера спорта международного класса. Но удовлетворения не было, дело казалось чужим. Хотелось вновь ощутить натяжение корды в руке, когда самолет набирает скорость.
В 1985 г. Масленкину сделали операцию, и через четыре месяца на чемпионате Вооруженных сил он занял второе место как авиамоделист-скоростник. Выступал с двигателями собственного изготовления, которые после долгого перерыва не потеряли актуальности. Это потому, что Владимир Георгиевич постоянно искал в области конструкции модели и двигателя, стремился работать на перспективу и уже в 1982 г. пришел к оптимальному варианту, опередил свое время.
В дальнейшем за сборную он не выступал, боялся подвести команду из-за плохого самочувствия. Накопленный огромный опыт Масленкин передает молодому поколению авиамоделистов в Центре развития детей и юношества им. А.В. Косарева. Работает заместителем директора и ведет занятия с группой ребят. К счастью, не пропадают даром его глубокие знания и неиссякаемый энтузиазм.
Наставник доволен своими воспитанниками, которых научил трудиться и добиваться результатов. Даже о тех, кто ушел из спорта, Владимир Георгиевич вспоминает с гордостью – они востребованы в разных областях науки и техники, от авиации до медицины. А среди подготовленных им спортсменов есть чемпионы и призеры СССР, России и международных соревнований - в том числе чемпион мира 2006 г. по моделям воздушного боя Д.В. Батраков.
За многочисленные достижения в области авиамоделизма Оборонное общество наградило В.Г. Масленкина медалью А.И. Покрышкина и медалью Ивана Кожедуба.
Владимир Георгиевич Масленкин относится к категории людей, которые переживают за свое дело, за свою страну. Полезно прислушаться к его словам:
« Технический прогресс в авиамоделизме невозможен без поддержки государства и инвестиций в развитие этого многопрофильного вида спорта.
Применение новейших технологий и материалов. Консультации специалистов из разных областей науки и техники, а также аренда помещений для изготовления моделей и площадок для тренировок требуют больших финансовых затрат.
Нужна программа поддержки спортсменов, которые находятся на пике формы. Они должны тратить свои знания и энергию, выступая за Россию на международных соревнованиях и одерживая победы. Но в настоящее время им приходиться думать только о выживании.
С другой стороны, важно сохранить и расширить базу для технического творчества обычных людей. Более того, занятия в детских кружках должны быть бесплатными. Зачастую это единственный шанс у мальчиков и девочек научиться мыслить самостоятельно и воплощать свои идеи практически. Они должны понять, что удовольствие сделать полезную вещь собственными руками за деньги не получишь.
Многие знаменитые конструкторы и инженеры начинали свой путь с постройки моделей. Кроме того, отечественной промышленности нужны рабочие – токари, фрезеровщики и другие специалисты, а система профобразования разрушена.
Если рядом с подрастающим поколением будут наставники-авиамоделисты, которые научат трудиться, преодолевать препятствия, честно соревноваться – это будет только полезно для будущего России. Такие энтузиасты есть, их нужно поддерживать и платить достойную зарплату из государственного бюджета наравне с учителями».